Детские страхи: какие существуют пути для их преодоления?

Перейти к содержимому Фобия — понятие, очень отождествимо с понятие страх. Ведь фобия, это и есть страх. Страх - древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Животные страхи - страх уничтожения и страх неизвестного - в равной степени присущи и . Но если животное может бояться лишь конкретных опасностей, то человек благодаря своему воображению и умению анализировать окружающую действительность, научился бояться загодя. Страхи бывают разные - объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь. Порой от них трудно бывает избавиться без помощи психотерапевта, например в случаях, когда страх перерос в фобию - невротическое расстройство". Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер.

Совладение со страхом. Часть 1

фобии Страх — сильная, негативно окрашенная эмоция, вызванная опасностью. Причем эта опасность может быть реальной и воображаемой ожидания, фантазии, воспоминания. Страх — мощный переключатель сознания. Человек может оказаться пленником собственной боязни и утратить способность трезво мыслить.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с критерие классификации страхов: а) объективные источники возникновения.

Одним из наиболее важных и сложных в проблеме страха является вопрос о причинах его возникновения. В качестве причин страха С. Томкинс , называет драйвы, эмоции и когнитивные процессы. Драйв, по мнению Томкинса, приобретает психологическое значение тогда, когда его интенсивность достигает критического уровня, когда он сигнализирует человеку об остром физиологическом дефиците.

В этих случаях драйв активирует эмоцию страха. Любая эмоция может активировать страх по принципу эмоционального заражения. Томкинса, реакция испуга и возбуждения в силу сходства их нейрофизиологических механизмов с механизмами, лежащими в основе эмоции страха, часто являются активаторами последнего. Страх может быть результатом когнитивной оценки ситуации. Так, например, страх может быть вызван воспоминанием об определенном объекте, мысленным образом объекта или антиципацией определенной ситуации.

Когнитивные процессы часто отражают не реальную, а вымышленную, в результате чего человек начинает бояться ситуаций, не представляющих реальной угрозы.

Чувство страха

Страх, как тень, преследовал человека с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх - неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

При первых же предвестниках возникновения страха, самый момент, когда в сознании только проскользнула первая шальная.

Есть такие родители, которые начинают ругать и наказывать ребенка за каждое проявление страха, считая это проявлением малодушия или желанием привлечь к себе внимание. По статистике только малая часть родителей правильно реагирует на детский страх и обращается к психологу. А именно этот вариант является самым правильным.

Так как игнорирование детских фобий может привести к развитию невроза, который может потребовать серьезного лечения. Работа психолога с детскими фобиями в самом начале их появления может полностью искоренить проблему. Суть детских страхов Страх — это сильная эмоциональная реакция на воздействие среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема восприятия обусловлена богатым детским воображением.

Смысл страхов в большом количестве проблемных и страшных ситуаций, которые активно обсуждают взрослые: Ночные страхи часто бывают вызваны просмотром фильмов ужасов. Часто взрослым кажется, что ребенок не обращает внимания на взрослые разговоры или выбранные вами телепередачи. Но это далеко не так. Ребенок, словно мягкая губка, впитывает в себя информацию взрослых.

Детский страх

Детские страхи и их возникновение В современном мире нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление и печаль. Что же из себя представляет страх? На уровне тела страх — это расширенные зрачки, учащенное сердцебиение и дыхание, чувство напряжения, внезапное потоотделение. На психическом уровне страх — это особое негативное эмоциональное состояние.

Надо отметить, что осознание причин возникновения страхов – это уже 90 % осмысленной власти над ними. Поэтому несколько глав книги посвящены .

Причины возникновения детских страхов Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина — конкретный случай, который напугал ребенка укусила собака, застрял в лифте. Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.

А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: Самые распространенные — это внушенные страхи— взрослые. Их источник родители, бабушки, воспитатели , которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз:

Причины возникновения детских страхов

Арт-терапия Арт-терапия успешно применяется при коррекции многих детских страхов. Эффективность применения арт-терапии в форме рисования страха и последующей работы с рисунком достаточно высока. Лучше, если задание нарисовать страх даст посторонний и доброжелательно настроенный человек [66].

Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную.

Однако существуют и такие фобии, которые противоречат естеству любого живого существа. Одним из таких страхов, несовместимых с полноценной жизнью, является боязнь интимных отношений, именуемая научно генофобия. Однако биологическая природа живого создания не подразумевает и отвергает наличие боязни секса. Генофобия — это иррациональная беспочвенная необъяснимая боязнь, лишенная всяких оснований.

И этот показатель отражает лишь количество людей, которые перебороли свой стыд и поделились с существующей проблемой с докторами. Сколько на самом деле людей испытывают навязчивый и неуправляемый страх перед половой жизнью — науке точно не известно. Генофобия — довольно своеобразное явление. Под этим термином подразумевают различные аномальные состояния, связанные с половой жизнью человека.

Это расстройство может проявляться гипертрофированной боязнью в первый раз вступить в сексуальные отношения. Такое явление чаще всего присуще юным девушкам, ранее не имеющим опыта интимных контактов.

Детские фобии

Препятствия Социальный страх — это постоянное ощущение тревоги и ожидание опасности, которая может возникать при контакте с другими людьми. Иными словами, человек боится социума и всех его проявлений. Любые способы взаимодействия со стороны других людей вызывают неприятные ощущения, дискомфорт и ухудшают самочувствие. Таким образом, индивид оказывается аутизованным, огражденным от всех, а также социально неадаптированным, неспособным работать и жить в окружении других.

Описание и механизм развития социальных страхов Важность борьбы с данный видом фобий очень сложно переоценить, так как на сегодняшний день коммуникабельность и способность работать в команде — одни из самых главных черт, что нужны для успеха.

Дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех.

Как видим у мальчиков, начиная с четырех лет, после ослабления ранних страхов, страхи растут до 15 лет и затем падают, у девочек же, отличающихся большим числом страхов, они растут до 18 лет. Средняя цифра страхов мальчиков - 2,58, у девочек - 5, Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существует две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер.

Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной и воображаемой опасности Гораздо более распространены внушённые детские страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребёнка родители, бабушки, воспитатели детских учреждений , которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности.

В результате ребёнок воспринимает только вторую часть фраз типа: Ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Страх закрепился и распространился на исходные ситуации. К числу внешних можно отнести также и страхи, которые возникают у излишне тревожных родителей.

Основные причины возникновения страха

Все было как раньше, и все же что-то настораживало. Сквозь жалюзи пробивался дневной свет — раньше меня бы обрадовал погожий день, теперь солнечные блики показались какими-то подозрительными. Пошла на кухню, включила кофеварку и тостер.

«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления». Цель: Беседа о детских страхах. Задачи: Познакомить с детскими.

Холл - 2, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны были включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке.

Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале века, получила название педагогики. Клапаред - - швейцарский психолог, занимавшийся проблемами возрастной психологии; немецкий психолог В. Штерн - ; швейцарский психолог Ж. Пиаже - и т. Прогрессивный французский психолог А. Валлон - диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития.

Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

13. О преодолении страхов